Объектом есхн является. Единый сельскохозяйственный налог есхн. Налоговая декларация и налоговый период

Введение

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, заменяющая собой основную совокупность налогов и сборов. Новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса РФ полностью перевернула прежние принципы налогообложения максимально приблизившись к упрощенной системе.

Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет уплату налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), транспортного налога (в отношении транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

Для юридических лиц система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога.

Объектом налогообложения на ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов. Налоговым периодом в связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства признается год.

Не стоит забывать, что юридические и физические лица, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также остальные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применять систему налогообложения в виде ЕСХН вправе фирмы и частные предприниматели, соответствующие следующим требованиям:

Производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу, а так же осуществляющие ее первичную и промышленную переработку и реализовыващие эту продукцию или рыбу.

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, должна составлять не менее 70%

Сфера применения единого сельскохозяйственного налога

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данный налог введен Федеральным законом от 28,12,2001 г. Условия его применения отражаются в специальной главе НК РФ, где он классифицируется в качестве системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую промышленную переработку. Кроме того, предприятие может производить переработку и на арендованных основных средствах и реализующие эту продукцию . Но при соблюдении условия о том что, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Что касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов которые занимаются переработкой, сбытом торговлей и выполняют функции: снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Таблица 1. Порядок применения ЕСХН

Параметры

Единый сельскохозяйственный налог

Элементы единого налога

Объект налогообложения, налоговая ставка

Доходы минус расходы, 6%

Признание доходов

В соответствии с главой 25 НК РФ

Признание расходов

Закрытый перечень из 28 позиций

Налоговый период

Календарный год

Отчетные периоды

Полугодие

Уплата единого налога

Срок уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов

Не установлен

Срок уплаты налога по итогам налогового периода

Налоговые декларации по единому налогу

Сроки представления

По итогам полугодия и года

Критерий для дальнейшего применения спецрежима

Доход (доля дохода)

За налоговый период доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сельхозсырья и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 70 и более процентов

Остаточная стоимость имущества

Критерий не установлен

Дополнительные требования

Выполнение обязанностей налоговых агентов

В случаях, предусмотренных НК РФ

Ведение бухгалтерского учета

Обязательно

При применение спецрежима, особенностью ЕСХН является то, что все налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании данных бухгалтерского учета, соблюдая при этом требования главы 26.1 НК РФ. Одно из требований - признание доходов и расходов по кассовому методу. А в бухучете, как известно, доходы и расходы признаются в соответствии с временной определенностью фактов хозяйственной деятельности (то есть по факту осуществления). Поэтому налогоплательщики, чтобы выполнить требования главы 26.1, должны корректировать показатели бухучета в отдельных налоговых регистрах.

Требование вести бухгалтерский учет (и корректировать его показатели в соответствии с главой 26.1) распространяется и на организации, и на предпринимателей, и на крестьянские (фермерские) хозяйства, но предприниматели по Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязаны вести бухгалтерский учет. Согласно подпункту 2 статьи 4 этого закона они «ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации». В данном случае налоговое законодательство требует от налогоплательщиков, чтобы показатели, участвующие в расчете налоговой базы по ЕСХН, они определяли на основании данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ)..

Порядок признания доходов при ЕСХН, установленный статьей 346.5 НК РФ, аналогичен тому, который действует при «упрощенке». Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ) и не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Индивидуальные предприниматели учитывают только доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Все доходы признаются по кассовому методу. То есть датой их получения считается день поступления денег на банковский счет или в кассу, а также день получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. При этом в Кодексе особо оговаривается порядок признания отдельных доходов при смене режима налогообложения теми организациями, которые определяли налоговую базу по налогу на прибыль по методу начисления. На дату перехода такие организации должны включить в доходы суммы авансов по договорам, которые будут исполнены в период применения спецрежима. В то же время такие налогоплательщики не учитывают в составе доходов, облагаемых ЕСХН, оплату, поступившую в период применения спецрежима, за товары (работы, услуги), доход от реализации которых включен в налоговую базу по налогу на прибыль в период применения общего режима налогообложения.

Заметим, что у предпринимателей подобных проблем не возникает, поскольку и до, и после перехода на спецрежим они определяют доходы и расходы кассовым методом.

Для плательщиков ЕСХН установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Эти расходы аналогичны тем, которые признаются при «упрощенке», однако для ЕСХН перечень затрат длиннее. Дополнительно в него включены:

· расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

· расходы на информационно-консультативные услуги;

· расходы на повышение квалификации кадров;

· судебные расходы и арбитражные сборы;

· расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.

Все затраты налогоплательщик вправе признать расходами только после их фактической оплаты. Расходы должны быть также экономически обоснованны и документально подтверждены. Для некоторых расходов установлен особый порядок признания.

Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов (НМА) плательщики ЕСХН учитывают и признают практически так же, как и «упрощенцы». По основным средствам и НМА, приобретенным после перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются в момент ввода объектов в эксплуатацию. Но, Подобным образом учесть расходы на приобретение основных средств и НМА можно не всегда. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения дохода (осуществления расхода). Денежное выражение доходов, полученных в натуральной форме, налогоплательщик определяет исходя из рыночных цен (за минусом НДС) в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ. Если он не сделает этого, налоговые органы могут пересчитать его доходы, руководствуясь указанной статьей Кодекса.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу только на сумму убытка, полученного в прошлых налоговых периодах при применении ЕСХН. Убыток не должен уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая эту величину, переносится на следующие налоговые периоды (не более чем на 10 периодов).

Убытки, полученные при применении общего режима налогообложения, равно как и убытки, полученные при применении других спецрежимов, плательщики ЕСХН признать не вправе.

Налоговым кодексом ставка ЕСХН установлена в размере 6% (ст. 346.8). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.9). Отчетный период по налогу равен полугодию, налоговый - календарному году (ст. 346.7).

По итогам отчетного периода налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа (п. 2 ст. 346.9). Суммы перечисленных в течение года авансовых платежей засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. При этом срок уплаты авансового платежа Кодексом не установлен. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели - не позднее 30 апреля.

И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. То есть организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Основным требованием для перехода на ЕСХН является условие о доле выручки от реализации с/х продукции и продукции по ее переработке в общей сумме выручки (не меньше 70%).

Расчет осуществляется по итогам календарного года, предшествующего году перехода на ЕСХН. Заявление предоставляется в налоговый орган в период с 20 октября по 20 декабря этого года.

Вновь созданные орг-ии вправе подать заявление о переходе на ЕСХН в 5-тидневный срок с момента подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Если по итогам отчетного налогового периода, в котором применяются ЕСХН, доля выручки от реализации с/х продукции будет менее 70% налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН с начала того налогового периода (года), в котором допущено нарушение. Поэтому требуется пересчитать налоговые обязательства, исходя из общего режима налогообложения, в течение 1-го месяца после истечения отчетного периода или налогового периода, в котором право на ЕСХН утрачено. Пени и штрафы за несвоевременную уплату авансовых платежей не взымается. Налогоплательщик вправе перейти на иной режим налогообложения с 1 января следующего календарного года, уведомив при этом налоговый орган не позднее 15 января.

Енвд для определенных видов деятельности.

Согласно главе 26.3 данный специальный налоговый режим вводится в действие нормативных актов, органов местного самоуправления, который определяет:

А) конкретный перечень видов деятельности при осуществлении которых на территории данного муниципального образования применение ЕНВД обязательно;

Б) корректирующий коэ-т базовой доходности К2 , который учитывает особенности ведения деятельности. ПР: расположение объекта на территории муниципального образования; зависимость коэ-та от уровня средней заработной платы у налогоплательщика и т.д

ЕНВД применяется по отдельным видам деятельности, перечень которых определяется органами местного самоуправления . При осуществлении этих видов деятельности применение ЕНВД обязательно . Так как ЕНВД применяется по отдельным видам деятельности, то возможно сочетание следующих режимов налогообложения. ОСН + ЕНВД, УСН + ЕНВД, ЕСхН + ЕНВД

Налогоплательщики . Это организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования, где введён налог, следующие виды деятельности:

Объект налогообложения . Это вменённый доход (ВД ). Это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учётом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение этого дохода.

Налоговая база. Это величина вменённого дохода.

Ставка налога. 15%. . Порядок исчисления налога.

А) организаций; Б) индивидуальных предпринимателей. Налоговый период –квартал

Вид деятельности – один (или несколько) из 14, установленных статьей 346.26 НК РФ и определенных нормативным актом органов местного самоуправления, например, в г. Киров см. Решение Кировской городской Думы от 28.11.07 № 9/4 « Об утверждении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД, и значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К2»

Налоговая база

Ставка налога

Общая сумма ЕНВД

Сумма ЕНВД к уплате

ЕНВД

ЕНВД к уплате

БД – базовая доходность

Установлена ст. 346.29 НК РФ, на месяц на единицу ФП

ЕНВД =

ВД

1) Взносы в ПФР, ФСС, ФФОМ и ФОМС

2) Пособия по временной нетрудоспособности

Вычета не может превышать 50% от ЕНВД

ЕНВДк уплате

ЕНВД

Вычета

ФП1, ФП2, ФП3

Количество единиц физического показателя за каждый месяц квартала

(в 2011 г- 1,372)

коэффициент - дефлятор, ежегодно определяется Правительством РФ,

Определяется по НПА муниципального образования на год, зависит от места, ассортимента и т.д. От 0,005 до 1

Вмененный доход, определяется по формуле

ВД= БД х(ФП1+ ФП2 +ФП3)х К1х К2

Налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога. Порядок и сроки уплаты налога.

Сумма налога уплачивается по месту осуществления деятельности не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики обязаны встать на учёт в налоговые органы по месту осуществления деятельности, попадающей под ЕНВД в течение 5 дней с начала осуществления этой деятельности.

Предприятия, занимающиеся производством и обработкой сельскохозяйственной продукции, имеют право применять специальный режим налогообложения.

Переход на специальный режим ЕСХН осуществляется при открытии компании или перед началом календарного года. Система имеет ограничения по видам деятельности и размеру выручки от произведенной и переработанной сельхозпродукции в общей сумме полученного дохода.

Система характеризуется минимальным количеством налогов и форм отчетности, представляемых в органы контроля.

Предприятие на ЕСХН ведет упрощенную форму учета. Порядок ведения учета аналогичен документообороту по при условии участия в производстве и обработке сельхозпродукции.

В рамках применения режима к сельскохозяйственной сфере относятся :

  • Растениеводство.
  • Сельское хозяйство.
  • Лесное хозяйство.
  • Животноводство.
  • Рыбный промысел, включающее и отлов рыб.

Порядок применения системы определен в ст. 346.2 НК РФ, устанавливающей также ограниченный список лиц, имеющих право на применение системы налогообложения.

Кто и когда может его применять

Применять систему имеют право предприятия, доля выручки от реализации сельхозпродукции в которой составляет не менее 70% общей величины дохода. В общей доле выручке не учитываются поступления в виде , полученных от государства. Например, одним из видов государственных компенсаций, выдаваемых сельхозпредприятиям, являются суммы, получаемые предприятиями при возникновении аномальных погодных условий – засухи или проливных дождей.

Ограничений по организационной форме компаний не предусмотрено. В случае отсутствия дохода в применении системы может быть отказано. Для вновь созданных предприятий доля выручки определяется по последнему отчетному периоду.

Применять систему может организация или соответствующего профиля.

Систему могут использовать :

  • Кооперативы и товарищества сельскохозяйственного профиля. Среди видов учреждений встречаются садоводческие товарищества, сбытовые и перерабатывающие кооперативы и иные образования, выручка которых получена от реализации продукции собственного производства.
  • Предприятия, занимающиеся выращиванием и переработкой продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения.
  • Компании, занимающиеся выловом и переработкой рыб.

Особое значение в законодательстве уделяется промыслу рыб. Градообразующие предприятия (рыбные артели и кооперативы) должны иметь в штате численность, составляющую не менее числа жителей поселка. Компании, ведущие деятельность на промысловых судах, должны иметь численность, превышающую 300 человек.

Определение права на применение системы основано на производстве продукции сельского хозяйства.

Предприятие, занимающееся только переработкой, не может перейти на уплату ЕСХН. Также не имеют права применять режим компании:

  • Являющиеся производителем или продавцом подакцизной продукции.
  • Занимающиеся игорным бизнесом.
  • Бюджетные, казенные предприятия.

С 2016 года отменено ограничение в применении системы ЕСХН, установленное ранее для предприятий, имеющих филиалы.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Преимущества и недостатки такой системы налогообложения

Система имеет значительное число преимуществ. К положительным условиям режима относятся:

  • Упрощенный учет доходов, расходов и обязательств, не требующих наличия значительного счетных работников.
  • Минимальное число налогов, уплачиваемых в бюджет.
  • Наличие льготной ставки налогообложения по сравнению с величиной , уплачиваемого при ведении ОСН.
  • Отсутствие необходимости уплаты минимально налога при получении убытков, что ставит пользователей режима в более выгодное положение по сравнению с предприятиями, применяющими УСН.
  • Возможность списания убытков в составе расходов в течение 10 лет с момента возникновения события.

К недостаткам системы налогообложения относят:

  • Наличие ограничений, связанных со спецификой деятельности – необходимости придерживаться 70% предела доли дохода, полученного от переработки продукции, самостоятельно выращенной или произведенной.
  • Существование предельной величины численности предприятия рыболовецкого промысла.
  • Отсутствие возможности включения суммы , уплаченной поставщику, в продукции или понесенные затраты. Требование налогового законодательства применяется с 2016 года.
  • НДС, безосновательно выделенный в , подлежит уплате в бюджет и обложению единым налогом.

Система является льготной формой налогообложения. Минусы учета незначительны и относятся в основном к условиям возможности применения режима.

Какие налоги заменяет ЕСХН

При уплате единого налога, исчисленного в связи с применением системы ЕСХН, налогоплательщик освобождается от обязанностей платежа ряда налогов . Перечень исключенных налогов зависит от организационной формы.

Не уплачиваются :

  • Юридическими лицами налоги, связанные с ведением общей системы – налог на прибыль, НДС.
  • Индивидуальными предпринимателями – , НДС.

При утере права на применение системы налогоплательщик должен рассчитать все налоги по ОСН (для и ) с начала календарного года.

Правила перехода на ЕСХН и совмещение с другими системами

Применяется уведомительный способ перехода на режим. Принятие решения о применении системы не требует одобрения налоговых органов, за исключение случаев несоответствия предприятия требований НК РФ, установленных для применения системы.

Заявить право на применение режима ЕСХН налогоплательщик должен по месту постановки на налоговый учет. Уведомление составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной законодательством.

Законодательством установлены сроки для перехода на ЕСХН . Начало применения (подачи уведомления) возможно:

  • В течение 30 дней с даты внесения предприятия в государственный реестр. Пропуск срока означает автоматический переход на общеустановленную систему, при которой уплачивается большее число налогов.
  • Не позднее последнего числа года, предшествующего переходу.

Отказаться от применения налогового режима в течение календарного года нельзя. Исключение составляют предприятия, утратившие право на ведение ЕСХН в течение налогового периода и принудительно переведенные на общий режим.

Предприятия, ведущие ЕСХН, могут совмещать режим с другими формами:

  • Юридические лица – с .
  • Индивидуальные предприниматели – с ЕНВД и .

При дополнительно применяемом режиме ЕНВД его не используют для ведения деятельности по реализации продукции собственного производства через сети розничной торговли.

Особенность совмещения режимов:

  • Предприятия должны вести раздельный учет доходов и расходов, отсутствие которого не позволяет совмещать режимы.
  • Подсчет доли участия в выручке дохода, полученного от реализации профильного сельскохозяйственного товара в размере 70%, производится по всем суммам, вырученным предприятием.

Не допускается объединение учета с общей или упрощенной системами налогообложения.

Превышение налогоплательщиком ограничений, установленных для системы, обязывает организацию или ИП подать уведомление в ИФНС не позднее 15 дней от даты возникновения обстоятельств. Налогоплательщик, при утере права на применение системы, должен подать декларацию до 25 числа месяца, следующего за периодом утери права.

Утрата права на применение ЕСХН автоматически ведет к переходу предприятия на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан пересчитать активы, доходы, расходы в соответствии с ОСН и уплатить налоги, начисленные в течение года.

Потребуется :

  • Привести учет в соответствие с общей системой налогообложения. Особая сложность возникает при наличии в организации имущества, попадающего под число амортизируемых . С начала календарного года предприятие должно составить учет по , установленных бухгалтерским учетом при его полном ведении.
  • Уплатить налоги, применяемые ОСН. Суммы авансовых платежей по ЕСХН могут быть зачтены в счет платежей соответствующего бюджета.

Если предприятие желает добровольно перейти на другую систему налогообложения, также в ИФНС подается уведомление со сроком представления до 31 декабря года, предшествующего переходу. Вновь применить систему можно не ранее чем через год после отказа или утери права использования.

Размер ставки при ЕСХН. Правила расчета налога

Законодательством установлен размер ставки налога – 6% от рассчитанной налогоплательщиком базы.

Особенности определения базы :

  • Сумма рассчитывается нарастающим итогом с начала календарного года или дня регистрации для вновь созданных компаний.
  • Величина определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
  • Предприятия, получившие убытки в предшествующем налоговом периоде, имеют право на снижение базы на их полный размер или их часть. Перенос убытков на будущие периоды может осуществляться в течение 10 последующих лет.

Для подтверждения убытков, полученных предприятием, инспекторам ИФНС при проверке необходимо предъявить документы, подтверждающие факт. Если убытки были получены в течение нескольких периодов, списание осуществляется в порядке их возникновения. Учитываются только убытки, полученные от ведения сельскохозяйственной деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет доходов и расходов. Особенности документального подтверждения налоговой базы:

  • Учет ведется с применением (КУДиР).
  • Показатели формируются по . В расходах учитываются суммы, оплаченные поставщику по фактически полученным товарам, услугам и работам. Доход принимается в состав выручки после получения фактической оплаты на расчетный счет или в кассу предприятия.
  • Данные формируются нарастающим итогом в течение налогового периода – календарного года.

Предприятия должны вести обязательного документооборота.

Правила расчета и уплаты ЕСХН рассмотрены в следующем видео уроке:

Порядок и сроки оплаты

Законодательством установлены отчетный и налоговый периоды для ведения системы. По результатам полугодового отчетного периода уплачивается часть единого налога. По окончании годового календарного периода производится окончательный расчет обязательств с учетом сумм авансового платежа. Сумма налога, уплаченного в бюджет, не снижает величину годовой налоговой базы.

Установлены сроки для внесения сумм в бюджет:

  • До 25 июля текущего периода для платежей авансового характера.
  • До 31 марта года, следующего после завершения налогового периода.

При попадании даты платежа на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

Процедура подачи отчетности

Налоговая декларация является основной отчетностью предприятий, уплачивающих ЕСХН. Порядок заполнения декларации установлен приложением №2 к Приказу Минфина от 22.06.2009 № 57н.

Документ определяет :

  • Состав декларации. Документ состоит из титульного листа, раздела, содержащего сумму к уплате, раздел с расчетом и лист, показывающий сумму убытка, полученного в предыдущих периодах.
  • Порядок подачи документа.
  • Определение даты, при наступлении которой декларация считается поданной.
  • Общие правила заполнения формы – отсутствие помарок, ошибок, скрепление документа, нумерация.
  • Порядок заполнения данных титула и всех разделов декларации.

Сроки подачи налоговой декларации совпадают с датами уплаты налогов. Начиная с 2016 года, используется новая форма декларации, утвержденная приказом ФНС РФ от 1 февраля 2016 года № ММВ- 7-3/51@. Нововведение коснулось расчета налога. В разделе 2 внесена строка относительно льготного налогообложения полуострова Крыма и г.Севастополя.

О порядке сдачи отчетности смотрите в следующем видео ролике:

Ответственность за нарушения

Налогоплательщики, допустившие налоговые нарушения, наказываются аналогично лицам, применяющие другие налоговые режимы. За несвоевременное представление декларации штраф налагается в размере от 5 до 30% суммы, указанной к уплате. Штраф не может иметь величину, меньшую 1000 рублей. Неуплата налога влечет наложение штрафа от 20 до 40% суммы обязательства перед бюджетом.

«Механизмы поддержки сельского хозяйства, конечно, необходимо совершенствовать. Одним из направлений такой работы должно стать формирование долгосрочных программ развития отрасли с чётким обозначением приоритетов на длительную перспективу».

Путин В.В.

Сельское хозяйство - одна из приоритетных отраслей народного хозяйства. Государство должно создать все условия для комфортной работы сельхозпроизводителей на рынке. К таким условиям, прежде всего, нужно отнести льготное налогообложение, которое является не обременением компаний, а стимулом к эффективной работе, как ЕСХН.

Система налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) - специальный налоговый режим, предназначенный для сельскохозяйственных производителей. Налогоплательщиками ЕСХН могут выступать организации и индивидуальные предприниматели, у которых выполнены условия, представленные в таблице ниже.

Право применения ЕСХН

Условия применения ЕСХН

ИП и организации, которые производят, перерабатывают и реализуют с/х продукцию

доля реализации сельхозпродукции в общей выручке составляет не менее 70 %

ИП и организации, осуществляющие рыбохозяйственную деятельность

  • средняя численность работников за налоговый период (календарный год) не должна превышать 300 человек;

Градо и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации

  • численность работающих на предприятии с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения населенного пункта
  • доля реализации улова водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них продукции составляет в общей выручке не менее 70 % за налоговый период (календарный год);
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации")

доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а так же от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общей выручке не менее 70 %

Статья 346.2 НК РФ содержит перечень субъектов, которые не вправе переходить на ЕСХН (бюджетные, казенные и автономные учреждения и т.д.). Ранее перейти на ЕСХН не имели права организации, открывшие филиалы и обособленные подразделения. Сейчас данное ограничение снято и не препятствует переходу на систему налогообложения.

Переход на уплату ЕСХН

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный характер перед налоговой инспекцией в виде подачи заявления в период с 20 октября по 20 декабря текущего года. Обязательное согласие ведомства на это не нужно. Стоит заметить, что если претендент не подал заявления, но при этом стал применять спецрежим и налоговики принимали декларации по данному налогу, то практика арбитражного суда показывает, что работа на ЕСХН правомерна (решение ФАС Северо - Кавказского округа в постановлении от 4 февраля 2011 г. № А01-2192/2009.)

Переход на уплату ЕСХН осуществляется организациями и ИП добровольно и предусматривает:

  • для организаций - замену налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (кроме НДС, который уплачивается с импортируемых товаров на территорию Российской Федерации) уплатой ЕСХН;
  • для ИП - замену НДФЛ (в отношении доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности), НДС (кроме НДС, который уплачивается с импортируемых товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношения имущества, которое используется для осуществления предпринимательской деятельности) уплатой ЕСХН.

Ставка ЕСХН

Ставка ЕСХН составляет 6 % и снимается с налоговой базы (разница между доходами и расходами). Налог в бюджет платится два раза в год. По итогам полугодия, не позднее 25 июля нужно перечислить в бюджет авансовый платеж, а по окончании года итоговую сумму (не позднее 31 марта следующего года).

Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. НДФЛ с зарплаты сотрудников организации уплачиваются как обычно. Что же касается страховых взносов, то в период с 2011-2014 г. страховые взносы во внебюджетные фонды уплачиваются по пониженным тарифам. Общая льготная ставка составляет 20,2%, а именно:

  • пенсионный фонд Российской Федерации - 16 %;
    - для лиц 1966 года рождения и старше: 16 процентов страховая и 0 процентов накопительная части трудовой пенсии.
    - для лиц 1967 года рождения и моложе: 10 процентов страховая и 6 процентов накопительная части трудовой пенсии.
  • фонд социального страхования Российской Федерации-1,9%;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,3%.

Следует обратить внимание на то, что предприятия, относящиеся к сельскохозяйственным производителям, но не применяющие систему ЕСХН платят налог на прибыль по пониженной ставке. В период с 2011-2012 налог на прибыль начисляется по ставке 0 %,с 2013-2015 - по ставке 18 %,а с 2016 - 20 %. Компания при переходе на данную систему налогообложения должна просчитывать эффективность и целесообразность перехода на ЕСХН.

Отчетность

1. Организации, применяющие ЕСХН, сдают следующую отчетность:

  • Бухгалтерская отчетность
  • Расчетную ведомость по ФСС
  • Статистическая отчетность
  • Декларация (расчет) по земельному налогу
  • Книгу доходов и расходов
  • Декларация (расчет) по транспортному налогу
  • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2. Предприниматели применяющие ЕСХН сдают следующую отчетность:

  • Декларацию по ЕСХН (форма по КНД 1151059)
  • Расчет (декларацию) по взносам в пенсионный фонд
  • Расчетную ведомость по ФСС (при наличии работников)
  • Сведения о средней численности
  • Статистическая отчетность
  • Помимо этого в случае наличия объекта налогообложения сдаются отчеты:
    - Декларация (расчет) по земельному налогу
    - Декларация (расчет) по транспортному налогу
    - Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Преимущества и недостатки УСХН

Привилегии, которые производитель сельскохозяйственной продукции получает при переходе на ЕСХН, не столь значительны как кажутся на первый взгляд. Предприятия при переходе должны принимать во внимания множества факторов.

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • замещение совокупности налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество) на один (ЕСХН), вследствие чего облегчается налоговая нагрузка на малые и средние предприятия;
  • отвлечение из оборота денежных средств, расходуемых на оплату авансовых платежей и налогов, возникает в 2 раз реже;
  • основные средства, приобретённые в период применения ЕСХН, списываются единовременно с момента их ввода в эксплуатацию;
  • нет обязанности выписывать счета-фактуры, вести журнал полученных и выданных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж, по причине освобождения от уплаты НДС;
  • Авансы от покупателей, включены в доход (кассовый метод учета)

Среди недостатков режима можно выделить:

  • обязательным условием при переходе на ЕСХН является доля реализации с/х продукции или улова водных биологических ресурсов не менее 70 % в общей выручки предприятия;
  • предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Причем помимо общих требований, организации должны соблюдать и отраслевые рекомендации по ведению учета;
  • доходы учитываются по кассовому методу, следовательно, предприятиям на режиме ЕСХН не выгодно использовать отсрочку платежа, в результате чего, покупатели могут выбрать другую компанию для сотрудничества;
  • перечень расходов, признаваемых при ЕСХН (приведен в п. 1 ст. 346.5 НК РФ), более ограничен, чем при ОСН.
  • компания, применяющая ЕСХН, не имеет права предъявить к вычету из бюджета НДС. На практике, если сельхозпроизводитель работает на общей системе налогообложения, то большую часть своей продукции он реализует по ставке 10%, а закупают материалы, технику, ГСМ со ставкой НДС 18%. Получается, что сумма НДС, уплаченная поставщикам и подрядчикам, оказывается выше, чем полученная от его покупателей и подлежащая уплате в бюджет. Поэтому такой плательщик вместо уплаты НДС имеет право на получение возмещения налога из бюджета в сумме этой разницы. При системе ЕСХН компания «скрыто» платит НДС поставщику (НДС включен в цену товара), а согласно НК РФ не имеет права предъявить к вычету из бюджета. Фактически сельхозпроизводитель платит данный налог и находится не в выигрыше, поскольку увеличиваются его затраты.

В качестве одной из мер по поддержке организаций и предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, которые занимаются производством продукции из собственного сырья, было создание такой льготной системы налогообложения, как ЕСХН. Система предполагает упрощенный порядок предоставления отчетности и уплату только единого сельскохозяйственного налога.

Основные условия применения данного спецрежима определены НК РФ.

Единый сельхозналог могут уплачивать только производители сельхозтоваров, под которыми понимается продукция растениеводства, а также животноводства. Данная льгота не распространяется на переработчиков этих товаров.

Сельхозпроизводители могут осуществлять переработку, но их доход от производства сельхозпродукции не должен быть меньше 70 % общей их выручки. Именно этим и объясняется незначительное количество, по сравнению с другими системами налогообложения, находящихся на ЕСНХ хозяйствующих субъектов.

Важно! Организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются первичной и последующей переработкой сельхозпродукции и не являющиеся при этом ее производителем, не имеют право применять единый сельхозналог.

Этот режим имеют право использовать также компании и предприниматели рыболовной отрасли, которые признаются градостроительными для населенных пунктов, то есть на них работает больше половины их населения. При это для них существует ограничение в виде числа сотрудников, которое не должно быть больше 300 человек и применения судов, принадлежащим им или зафрахтованным по договорам.

Кроме того, существует перечень субъектов, которые не имеют права использовать ЕСНХ, к ним относятся:

  • Производители подакцизных товаров.
  • Организаторы азартных игр.
  • Учреждения бюджетной сферы.

При ЕСНХ единый обязательный налог исчисляется вместо налога на прибыль (для компаний) и НДФЛ (для ИП), НДС , налог на имущество . Однако сельхозпроизводители должны производить отчисления во внебюджетные фонды. Правда, в некоторых случаях они могут применять пониженные ставки.

Новые хозяйствующие субъекты при внесении их ИФНС в ЕГРЮЛ или ЕГРИП могут перейти на ЕСХН в течение 30 дней с выполнения регистрации. Они имеют право вместе с документами на постановку на учет подать и уведомление о применении этой системы.

Документ направляется организациями по месту нахождения, а предпринимателями по их адресу проживания.

Важно! Если хозяйствующий субъект начал применять ЕСНХ, но не уведомил об этом налоговую, считается, что он не перешел на эту систему налогообложения. Также, если заявление о переходе не было подано в установленные сроки, то в обоих случаях плательщик автоматически переходит на .

Выбранный спецрежим с уплатой единого сельхозналога нужно использовать до конца налогового периода, досрочный переход на другую систему в течение года недопустим.

Расчет единого сельхозналога

База для налогообложения при ЕСНХ рассчитывается как доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов. При этом перечень затрат согласно НК РФ является закрытым, содержащим более четырех десятков статей. Для расчета налога применяется единая ставка, равная 6%. Исключение составляют Республика Крым и Севастополь, где в 2016 года действует ее размер 0%, а с 2017 по 2021 года не более 4 %. Этим регионам дано право самостоятельно определять ставку налога, но не более установленного кодексом.

Для определения доходов и расходов нужно обязательно вести бухучет, при этом данное требование распространяется и на предпринимателей. В течение года показатели деятельности исчисляются нарастающим итогом. Налоговый период равен году, а отчетный - шести месяцам.

Рассмотрим расчет единого налога на примере.

ООО «Масло» является плательщиком ЕСХН. За период с января по июнь 2015 года было получено доходов в размере 550000 руб. и произведено расходов в размере 175000 руб. Таким образом, при расчете авансового платежа он составит:

(550000-175000)*6%=22500 руб.

Эту сумму необходимо перечислить в налоговую службу до 25-07-2015 года.

За следующие полгода с июля по декабрь 2015 года ООО «Масло» получило доходов в размере 780000 рублей и произвело расходов на 550000 рублей. Поскольку доходы и расходы считаются нарастающим итогом в начале года, налог будет равен:

((550000+780000)-(175000+550000))*6%=36300 руб.

Уменьшаем этот налог на уже уплаченный авансовый платеж:

36300-22500=13800 руб.

Это перечисление нужно произвести не позднее 31-03-2016 года. До этого же момента должна подаваться декларация по ЕСХН.

Отчетность и оплата налога

Отчетность по налогу

Фирмы и предприниматели обязаны сдавать по ЕСХН годовую декларацию. Это можно сделать лично, через доверенного представителя, при помощи почты или в электронном виде.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу подается 1 раз за год, не позже 31 марта периода, следующего за отчетным.

Если деятельность по сельхозналогу была прекращена, то этот отчет нужно подать до 25 числа месяца, который идет за месяцем окончания деятельности.

Кроме этого, предприниматели для подтверждения своих доходов обязаны заполнять книгу доходов и расходов. Она должна быть прошита и пронумерована. Все записи в книге располагаются в последовательности друг за другом и заносятся на основе реальных полученных документов. Исправления нужно обязательно подтвердить подписью предпринимателя или печатью компании.

Оплата налога

Оплата сельхозналога производится в течение года двумя частями. В течение 25 дней с момента окончания полугодия необходимо сделать авансовый платеж. Затем до 31 марта, идущего за окончанием налогового года, нужно заплатить налог с учетом сделанного ранее авансового платежа.

Снятие с учета ЕСХН и утрата права применения

Независимо от того, по какой причине происходит отказ от ЕСХН, не позднее 15 дней с момента окончания деятельности нужно в обязательном порядке подавать в налоговую документ по форме 26.1-7 «Уведомление о прекращении деятельности ЕСХН».

Добровольный переход с ЕСХН на любую другую систему исчисления налогов можно совершить только с начала нового календарного года. Чтобы это делать, нужно подать в налоговую службу заполненное заявление по форме 26.1-3 «Уведомление об отказе от применения ЕСХН» до 15 января того года, в котором будет сделан отказ.

Фирма обращается с этим вопросом по месту нахождения, а предприниматель - по месту жительства.

Компания теряет право применять сельхозналог, если:

  • Полученный доход превысил 60 млн. руб.
  • Производство продукции происходит из покупного сырья.
  • Доля дохода от реализации собственной продукции менее 70%.

Фирма или предприниматель считаются утратившими право на сельхозналог с начала того периода, когда было выявлено нарушение. Необходимо подать в налоговую заявление по форме 26.1-2 «Сообщение об утрате права на ЕСХН». За это время необходимо исчислить и уплатить все виды налогов, характерные для общего режима - НДС, налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: