Отметь непереходные глаголы смотать. Переходный глагол. Как определить переходность глагола – предисловие

Русский язык сложен, но логичен. Многие вещи в нём можно просчитать на основе классических размышлений об устройстве мира. Переходность глагола также легко определяется, исходя как из названия его категории (переходный – значит, обозначающий действие, переходящее на какой-либо предмет), так и ряда присущих только ему грамматических признаков. Давайте попробуем разобраться, как просто и быстро увидеть в глаголе его переходность?

Прежде всего мы должны понять, что переходный глагол связан не только с субъектом (я сплю), но и объектом (я бужу ребёнка) действия. Соответственно, категорию переходности можно увидеть уже на семантическом уровне: если глагол требует дополнения, если без него он является неполным по смыслу, то, скорее всего, он будет являться переходным.

В качестве объекта действия у переходных глаголов выступает существительное или местоимение, стоящее в винительном падеже без предлога: например, я встречаю (кого?) его, брата (В.п.), я пишу (что?) письмо (В.п.).

Переходные глаголы, содержащие отрицание или указывающие на часть предмета, могут сочетаться с существительными и местоимениями в родительном падеже без предлога: например, я не купил (чего?) молока (Р.п.), я отрезал (чего?) хлеба (Р.п.).

В отличие от переходных непереходные глаголы не в состоянии образовывать смысловые грамматические пары с вышеуказанными существительными и местоимениями: например, говоря о собственно сне, нельзя сказать «я сплю» кого? что?, поскольку субъект спит сам по себе.

Чаще всего переходные глаголы выражают идею прямого физического воздействия субъекта на объект (я мою посуду) или чувственного взаимодействия, направленного от субъекта к объекту (я люблю маму). Непереходные глаголы обычно связаны с семантикой движения или перемещения в пространстве: например, «я иду» (можно сказать, куда иду или как иду, но нельзя сказать, что «я иду» и этим самым оказываю на кого-то или что-то какое-то влияние) или «я плыву» (можно сказать, куда плыву или на чём, и т.д.).

Переходными никогда не бывают страдательные (дом построен строителями) и возвратные (я нуждаюсь в деньгах) глаголы.

В ряде случаев переходные глаголы могут употребляться без своего «объективного» дополнения или и вовсе не иметь его в том или ином контексте. В первом варианте мы имеем делом с разумным упущением слова, которое легко восстанавливается из общего смысла текста и может содержаться в предыдущих или последующих предложениях (например, в устной речи вполне допустимо сказать «я ем», не упоминая того, что именно «ем», поскольку всем, кто в этот момент находится с говорящим, это и так видно); во втором – речь идёт о так называемых лабильных глаголах, приобретающих категорию переходности или теряющих её в определённом контексте (например, «я пишу» не обязательно требует дополнения, так как можно означать не столько действие, направленное на конкретный объект, сколько вневременное занятия человека, постоянно пишущего разные вещи).

Лабильные глаголы признаются не всеми филологами. По умолчанию, принято считать, что в русском языке существуют только переходные и непереходные глаголы. Соответственно, встречая в тексте или разговорной речи глагол, похожий на переходный, но не имеющий дополнения, принимать решение о степени его переходности нужно, исходя из его грамматических возможностей сочетаться с существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога.

Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол - это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.

Что такое переходность?

В данном контексте переходность - это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, - человека, животное, неодушевленный предмет и проч.

Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.

Переходные глаголы

Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.

Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак - такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.

Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.

Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить и проч.

Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:

  • Приглашать родственников.
  • Испытывать радость.
  • Читать газету.
  • Получить оплату.
  • Выпить сока.

Особенности переходных глаголов

Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.

Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:

  • Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор ).
  • Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод ).
  • Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка ).
  • Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты ).

Непереходные глаголы

Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.

Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.

Приведем несколько примеров непереходных глаголов:

  • Сидеть на стуле.
  • Идти в магазин.
  • Жить с вами.
  • Радоваться новому дню.

Особенности непереходных глаголов

В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:

  • Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной ).
  • Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис ).
  • Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду ).
  • Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе ).

Непереходные глаголы также выделяет следующее:

  • Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться ).
  • Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать ).
  • Немалая их часть - возвратные (

Запишите глаголы в столбик, определите их вид, найдите, если можно, видовую пару, если нельзя, объясните причину.

Угадайка

РазрЕзать - разрезАть

Характеризовать – двувидовой

Слышать – одновидовой, не стремится к изменениям.

Оказываться – оказаться

Бегать – одновидовой, глаг. движения

Аплодировать – одновидовой, многократность д-я

Брать – взять

Познавать – познать

Вести – одновидовой, глаг. движения

Говорить - сказать

Все глаголы русского языка по отношению к объекту (предмету) действия делятся на 2 группы: переходные и непереходные. Переходность – непереходность связана со значением самого глагола.

В языке часть глаголов обозначает действие, направленное на предмет, который при этом изменяется (покрасить дом) или возникает как результат этого действия (написать письмо), такие глаголы называются переходными .

Возможность или невозможность задать глаголу вопрос кого? что? – прием определения переходности / непереходности.

Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу.

Объект действия при переходных глаголах может также выражаться формой родительного падежа:

1) при обозначении части объекта (выпить чаю ),

2) при наличии отрицания при глаголе (не купить молока ).

Морфологических признаков переходности у глаголов нет, за исключением группы глаголов типа белить – белеть, чернить – чернеть и глаголов с приставкой обез- (обес-): обезлюдить – обезлюдеть, обескровить – обескроветь. В этих парах глаголы на –ить являются переходными, а глаголы на –еть – непереходными.

Переходными глаголами являются:

1) глаголы, обозначающие действия, что-либо создающие: строить, рисовать, сооружать;

2) глаголы, обозначающие действия, что-либо разрушающие: ломать, снести, уничтожить;

3) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувствовать.

При определении переходности / непереходности глагола нужно установить показатели переходности. В предложении показателем переходности является прямое дополнение – существительное или местоимение в В.п. без предлога или в Р.п. – при отрицании или выражении части целого, а также эквиваленты В.п.

1) В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации: У них, наверное, есть хлеб. Купите у них, ладно?

2) При глаголе есть инф-в, который можно заменить В.п. без предлога: Люблю спать на чердаках (К.Пауст).

3) При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. без предлога: Наташа увидела , что по рельсам идут паровозы.



4) При глаголе нет В. или Р.п. прямого обънкта, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. без предлога: Сейчас бы по котлеточке горяченькой съесть . Давайте побольше деталей – я все соберу (И. Василенко).

5) При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое заменяется В.п. без предлога: Ставлю тебе «хорошо».

Во всех перечисленных случаях у глагола в предложении нет прямого объекта, но к нему можно задать вопрос кого? что? , поэтому он переходный.

Непереходные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.

Непереходными глаголами являются:

1) глаголы бытия, существования: быть, существовать, находиться;

2) глаголы движения: идти, плавать, кататься;

3) глаголы физического и психического состояния: стоять, болеть, сердиться;

4) глаголы рода деятельности, занятий: учительствовать, плотничать;

5) глаголы, обозначающие манеру поведения: храбриться, молодиться;

6) глаголы слухового и зрительного восприятия: стучать, сверкать.

Непереходность может быть формально выраженной и невыраженной. Показателем непереходности служит аффикс –ся (-сь): радоваться, собираться. Но непереходными могут быть и глаголы без –ся: мечтать, работать.

Глаголы с аффиксом –ся (-сь) называются возвратными, они составляют особую разновидность непереходных глаголов (ср.: умывать ребенка – переходный глагол, умываться – непереходный). Благодаря присоединению аффикса –ся глагол умывать стал непереходным и получил дополнительный смысловой оттенок - себя .

Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов

1. При определении переходности / непереходности нужно учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: есть такие случаи, когда в 1 значении он переходный, в другом – непереходный.

Наконец все замолчали.

Всё можно растерять, что собрано веками, всё можно замолчать , расправами грозя… И только человеческую память забетонировать и истребить нельзя! (С. Михалков).

2. При анализе В.п. прямого объекта нужно отграничивать его от В.п. с обстоятельственным значением: Жители выселок жгут костры всю ночь (К. Пауст.). Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь (Н. Заболоцкий).

ЗАЛОГ РУССКОГО ГЛАГОЛА

(В.В. ВИНОГРАДОВ, А.В. ИСАЧЕНКО)

Переходность - это постоянный при­знак глагола. Это способность глагола иметь при себе прямой объект. По этому признаку все глаголы делятся на переходные и непереходные. Основной показатель переходности - синтаксический.

Переходные глаголы могут сочетаться с В.п. без предлога со значением прямого объекта: читать книгу, строить дом, уважать родителей . В двух случаях прямой объект (прямое дополнение) выражается формой родительного падежа: 1) если при переходном глаголе есть отрицание (читать книгу - не чи­тать книги) и 2) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть; обычно существительные в этом случае имеют вещественное значение (налить воды, отрезать хлеба, выпить молока).

Непереходные глаголы не могут выражать воздействие на прямой объект: идёт дождь, гордиться сыном, ездить поездом. В отдельных случаях при непереходных глаголах возможен В.п. беспредложный, но со значением времени или пространства: беседовали всю дорогу, она колебалась минуту .

Категория переходности – лексико-грамматическая, т.е. глаголы определённых семантических групп распределены по шкале переходности /непереходности. Так, среди переходных глаголов выделяются глаголы созидания (строить, шить), разрушения (сжечь разбить ), речи, мысли (говорить, понимать ), восприятия (видеть, слышать ) и др. К глаголам непереходным относятся глаголы движения (без приставки: лететь, ездить ), состояния (худеть, мёрзнуть ), положения в пространстве (лежать, стоять ) и др.

У данной категории могут быть и формальные показатели, хотя это не обязательно. К словообразовательным особенностям непереходых глаголов относят суффиксы –нича- (бездельничать), -ствова- (актёрствовать), -е- (белеть ), а также показатель возвратности – постфикс –ся (сь) – улыбаться, бриться. На переходность указывает суффикс –и- (носить, белить).

Возвратные глаголы – это глаголы, имеющие постфикс –ся. С точки зрения переходности – это все глаголы непереходные. Но следует среди возвратных глаголов разграничивать формы, образованные от переходных глаголов (мыться – от мыть , строиться – от строить ), и формы, образованные от непереходных глаголов (живется – от жить, стучаться – от стучать ). Кроме того, есть возвратные глаголы, не имеющие коррелятов (бояться, гордиться ) или расходящиеся с формальным коррелятом по лексическому значению (ломаться (не соглашаться) – ломать, возиться (с кем-то) – возить (что-то).

Постфикс -ся омонимичен и во всех перечисленных примерах будет иметь разное значение. Как формообразующий он выступает лишь при наличии переходного коррелята, в остальных случаях постфикс -ся выполняет словообразующую функцию.

Разными оказываются возвратные формы и в отношении залоговой категории.

Залог – это несловоизменительная категория глагола, опирающаяся на такие признаки, как переходность и возвратность.

Существуют 2 точки зрения на залог.

1. Концепция В.В.Виноградова.

2. Теория А.В.Исаченко.

Рассмотрим отдельно каждую из них.

1. Согласно теории В.В.Виноградова: залог – это категория, которая выражает отношение действия к субъекту и объекту. Выделяются 3 залога в зависимости от характера отношений: действительный, страдательный и средневозвратный.

Возможные виды отношений.

1-й вид: действие совершается субъектом и направлено на прямой объект (субъект – это грамматическое подлежащее, объект – грамматическое дополнение) – действительный залог. Действие представлено переходным глаголом. Рабочие строят дом .

2-й вид: действие направлено на грамматическое подлежащее, являющееся логическим объектом, а совершается субъектом, представленным существительным в Т.п. (в предложении это грамматическое дополнение), – страдательный залог. Действие выражено возвратным глаголом, образованным от переходного. Дом строится рабочими .

3-й вид: отношения мыслятся между действием и субъектом, объект в предложении не называется – средневозвратный залог. Действие также выражено возвратным глаголом, образованным от переходного. Сосед уже давно строится .

Однако не все глаголы имеют подобную соотносительность. Существуют глаголы, находящиеся вне залога . Это следующие разновидности:

1. Глаголы невозвратные непереходные: бежать, гореть .

2. Глаголы возвратные, образованные от непереходных: стучаться, чернеться .

3. Возвратные глаголы, без постфикса –ся не употребляющиеся: надеяться, смеяться.

4. Возвратные глаголы, утратившие семантическую соотносительность с невозвратными или не имевшие её: красться (таиться) – красть, нестись (бежать) – нести ; безличные глаголы (смеркается, хочется, спится ).

Действительный залог . Морфологического показателя нет, синтаксический – сочетаемость в В.п. без предлога со значением прямого объекта.

Страдательный залог ся , страдательное причастие, синтаксический – сочетаемость в Т.п. субъекта. Субъект может и не быть, но он должен мыслиться, его можно добавить. Стипендия уже выдаётся (предполагается кем-то). Страдательный залог, выраженный возвратным глаголом, имеет ряд ограничений: образуется от глаголов несовершенного вида, настоящего времени в форме 3 лица единственного числа. Творительный субъекта представлен прежде всего названиями лиц, а подлежащее – неодушевлённым существительным. Указы подписываются президентом .

Средневозвратный залог . Морфологический показатель – постфикс –ся , синтаксический – невозможность сочетания с Т.п. субъекта.

Существуют следующие значения средневозвратного залога (всего выделяют 15 групп):

Собственно-возвратное (субъект одновременно является и объектом): умываться, одеваться.

Взаимно-возвратное (в действии участвуют 2 лица, каждое из которых является и субъектом, и объектом): обниматься, ругаться.

Общевозвратное (причинно-следственное изменение в состоянии субъекта): удивляться, радоваться.

Косвенно-возвратное (действие производится в интересах субъекта): запасаться, собираться.

Активно-безобъектное (объект не назван и не всегда мыслится): собака кусается, кошка царапается.

Пассивно-качественное (действие мыслится как признак объекта): нитки рвутся, крапива жжётся.

2 теория – А.В.Исаченко. В основе залога лежит отношение действия к субъекту (грамматическому подлежашему). Выделяют 2 залога: активный и пассивный.

Главный, маркированный член оппозиции – пассивный залог (пассив). Он означает направленность действия на грамматический субъект. Песня исполняется впервые . Задача решена.

Активный залог (актив) обозначает, что действие не направлено на субъект. Мальчик спит. Мне нездоровится .

Актив не имеет явных морфологических показателей, такие показатели есть у пассива – это возвратный постфикс –ся и формы страдательных причастий.

Парная классификация позволяет определить залог как универсальную категорию глагола.

Если соотнести с теорией В.В.Виноградова, то пассив – это страдательный залог, а актив – действительный, средневозвратный залог, а также все глаголы вне залога.

Категория вида - важнейшая, универсальная глагольная кате­гория, свойственная каждому глаголу, каждой глагольной форме. Все глаголы делятся на глаголы совершенного и несовершенного вида. Для определения вида пользуются вопросами (методом под­становки). Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Категорию вида определяют как грамматическую катего­рию, которая выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренний предел - это ограничение действия. Совер­шенный вид показывает, что действие ограничено каким-то пре­делом. Этот предел часто находится в конце действия. В этом слу­чае глаголы обозначают завершенные результативные действия: прочитал книгу, решил задачу, написал письмо. Глаголы несовер­шенного вида обозначают действия, не ограниченные пределом, обычно длительные, повторяющиеся: лежать, выпиливать, под­прыгивать, ходить, размышлять.

Категория вида связана с определёнными лексическими зна­чениями глаголов. Для глаголов совершенного вида характерны следующие значения: начала действия (запеть, закричать, поехать, побежать), однократности, мгновенности действия (толкнуть, мелькнуть, прыгнуть), значение завершённости, законченности, сопровождаемое оттенком интенсивности действия (отвоевать­ся, отбушевать, перебродить, отцвести), значение законченнос­ти в сочетании с оттенком ослабленности действия (подбодрить, приглушить, вздремнуть). Для глаголов несовершенного вида ха­рактерно сочетание их видового значения длительности, повторяемости действия, например, с лексическим значением разнонаправленности действия у глаголов движения (расхаживать, разгуливать), со значением сопроводительности действия у ряда глаголов (припевать, подпевать, приговаривать).

Глаголы несовершенного вида и совершенного вида образуют видовые пары. В составе видовых пар глаголы различаются только видом и имеют одинаковое лексическое значение. Например: пи­сать - написать, делать - сделать, решать - решить. В составе видовой пары одна видовая форма образуется от другой. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок и суффикса -ну. читать - прочитать, завтракать - позавтракать, пахать - вспахать, пугать - испугать, прыгать - прыгнуть, кричать - крикнуть. Подбирая приставку для образования совершенного вида, надо следить за тем, чтобы она не меняла лексического значения глагола. Обычно из множества приставок для образования совершенного вида выбирается одна приставка, ср.: делать - сделать (завершить то же действие), но делать - переделать (сделать заново) - меняется и вид, и лекси­ческое значение.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совер­шенного вида суффиксами: -ива/-ыва, -ва, -а/-я, -ева. Самым продуктивным является суффикс -ива/-ыва. Например: выбро­сить - выбрасывать, выучить - выучивать, дать - давать, изучить - изучать, умалить - умалять, затмить - затмевать. При образо­вании глаголов несовершенного вида часто происходит чередо­вание гласных и согласных: положить - полагать (о - а), зарабо­тать - зарабатывать (о - а), стереть - стирать (е - и), простить - прощать (ст - щ). Видовые пары могут иметь разные основы: брать - взять, говорить - сказать, класть - положить, садиться -сесть. Могут образовываться переносом ударения: разрезать - раз­резать, насыпать - насыпать.

Есть одновидовые глаголы, т.е. глаголы, не имеющие соотно­сительных глаголов другого вида. Среди них есть одновидовые гла­голы несовершенного вида (недомогать, преследовать, предшество­вать, отсутствовать, зависеть) и одновидовые глаголы совер­шенного вида (грянуть, невзлюбить, хлынуть, очнуться).

Видовые различия находят морфологическое выражение в формах времени глаголов в изъявительном наклонении и в фор­мах времени причастий. Глаголы несовершенного вида имеют 3 формы времени в изъявительном наклонении (формы настояще­го, прошедшего и будущего сложного) и 2 формы времени при­частий (настоящее и прошедшее). Например: Решать - глагол не­совершенного вида. Формы настоящего времени собственно гла­гола: решаю (решаешь, решает...) - настоящее время, решал (-ла, -ло, -ли) - прошедшее время, буду решать (будешь решать...) - будущее время. Формы причастий: решающий, решаемый (действ, и страд, настоящ. вр.), решавший (действ, прич. прош. вр.). Глаголы совершенного вида имеют 2 формы времени в изъявительном наклонении (прошедшее и будущее простое) и только формы прошедшего времени причастий. Например: Решить - глагол со­вершенного вида. Формы времени глагола: решил (-ла, -ло, -ли) - прош. вр., решу (решишь, решит, решим...) - буд. простое. Причас­тия: решивший (действ, прош. вр.), решенный (страд, прош. вр.).

Спряжение глагола

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряже­нием в узком смысле. Глаголы спрягаются в настоящем и буду­щем времени изъявительного наклонения. В зависимости от лич­ных окончаний в глаголах различаются 2 тина спряжения. Глаголы 1 и II спряжения различаются во всех личных формах, кроме I лица единственного числа. Ср.: колю (Iспряж.) - пилю (II спряж.). Различия следующие: глаголы I спряжения имеют в 3 лице мно­жественного числа окончание -ут/-ют, а в остальных формах в окончании гласную е, глаголы II спряжения имеют в 3 лице мно­жественного числа окончание -ат/-ят, остальные окончания этих глаголов содержат гласную в. Чтобы определить, какого спряже­ния глагол, надо сначала обратить внимание на ударение. Если ударение падает на окончание, то спряжение определяется на слух по окончанию: ведёт, ведут - I спряжение, горит, горят - II спряжение. Если ударение падает на основу, то личные оконча­ния в произношении не имеют чётких различий и спряжение уз­наётся по инфинитиву. Запоминают глаголы II спряжения. К II спряжению относятся все глаголы на -ить (клеить, строить, слу­жить), кроме глаголов брить, стелить и образованных от них, а также 7 глаголов на -еть (вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, видеть, смотреть, ненавидеть) и образованные от них (увидеть, посмотреть и под.) и 4 глагола на -ать (держать, слышать, ды­шать, гнать) и образованные от них (услышать, задышать, по­держать и др.). Все остальные глаголы (на -ать, -еть, -оть, -уть, -сти, -чь) относятся к Iспряжению: читать, зеленеть, колоть, обуть, прыгнуть, вынести, лечь.

Есть разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения. Разноспрягаемыми являются глаголы хотеть, бежать и образо­ванные от них: захотеть, прибежать, добежать, разбежаться и под. Глагол хотеть в единственном числе спрягается по I спряже­нию, а во множественном - по второму. Глагол бежать спрягает­ся по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите) но в 3 лице множественного числа имеет окончание I спряжения -ут(бегут). Особо спрягаются глаголы есть, дать, создать, надоесть и их производные (поесть, отдать, раздать, раздаться и под.). Осо­бенность спряжения их состоит в том, что в формах единственного числа они не имеют гласной в личном окончании, напри­мер: дать - дам, дашь, даст; есть - ем, ешь, ест. Во множествен­ном числе они имеют либо окончания II спряжения (есть, надо­есть), либо окончания смешанного типа {дать, создать}.

Для того чтобы правильно определить тип спряжения гдагола и не ошибиться в написании личных окончаний, надо помнить о виде глагола: инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма, например: выполним (сов. в.) - нач. ф. - выполнить, выпол­няем (несов. в.) - нач. ф. выполнять; вспоминает - нач ф. вспоминать (несов. в.), вспомнит - нач. ф. вспомнить (сов. в„ II спряж.); обидят -нач. ф. обидеть (сов, в., II спряж.), обижают - нач. ф. обижать (несов. в., I спряжение).

Особенностями спряжения обладают изолированные в своём словоизменении глаголы, а также недостаточные и избыточные . К изолированным относятся быть (а также забыть, добыть, сбыть), ехать, идти. Глагол быть спрягается в будущем простом времени по I спряжению (буду, будешь, будет ) и кроме того имеет форму настоящего времени 3 лица единственного числа есть , которая употребляется как несогласованная в лице и числе форма. Например: Я в этом списке есть; Грибы в лесу есть. Недостаточные глаголы имеют меньшее количество личных форм. Отсутствие (или неупотребительность) личных форм может объясняться фонетическими причинами. Так, по этой причине нет формы I лица единственного числа у глаголов: победить, убедить . Неблагозвучными являются звуковые сочетания жу, шу, чу, щу . По этой причине неупотребительны формы I лица у глаголов басить, ощутить, чудить . Глаголы могут быть недостаточными по семантической причине. Из-за значения нет I и II лица у глаголов ветвиться, куститься, котиться . К этой же группе относятся глаголы зыбиться, зиждиться . Особенность двух последних глаголов в том, что они (хотя и на -ить ) образуют формы 3 лица единственного и множественного числа по I спряжению: зыблется, зыблются, зиждется, зиждутся .

Избыточные глаголы – это глаголы, которые имеют по 2 формы для одного лица, т.е. имеют вариантные формы. Глаголы брызгать, капать, мурлыкать, махать и др. имеют вариантные формы, которые различаются либо семантически (у глаголов брызгать, капать, метать ), либо стилистически. Ср.: С крыши сильно каплет. – Лекарства капают по капле (семантическое различие); машет – махает (стилистическое отличие).

Особенность в спряжении имеет глагол чтить . Он спрягается по II спряжению (чту, чтишь, чтит… ), но в 3-ем лице множественного числа имеет вариантные формы: чтят, чтут . Форма чтут архаизируется.

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. Этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глаголов, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Например : посетить выставку, есть конфеты (прямое дополнение); расти на глазах, стоять возле двери (непрямое дополнение).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры переходных глаголов : приглашать (кого?) подруг, испытывать (что?), не читать (чего?) книг, не получить (чего?) благодарности, выпить (чего?) воды.

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено) ;
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи) ;
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота) ;
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе) .

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

Непереходные глаголы примеры : лежать на диване, жить с родителями, радоваться новому дню, учительствовать в школе, разместиться в машине.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть) ;
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться) ;
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать) ;
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться) .

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных правила как определить переходность глагола:

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды) ;
  • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора) .
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться) .

Тест

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1965.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: